Здравствуйте, уважаемые родители и коллеги!
Мы, учителя-дефекологи, Куголь Елена Сергеевна и Борзых Надежда Юрьевна рады приветствовать Вас на нашей страничке.
ГРАФИК
работы учителей -дефектологов
пункта коррекционно-педагогической помощи ГУО «Детский сад № 7 г.Речицы»
на 2023/2024 учебный год
День недели
Ф.И.О |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Куголь Елена Сергеевна |
8.30-13.30 |
7.30-12.30 |
8.30-13.30 |
7.30-12.30 |
методический день |
Борзых Надежда Юрьевна |
9.00-13.00 |
9.00-13.00 | 8.30 -12.30 | 8.30-12.30 | 8.00-12.00 |
Цели и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи
Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы дошкольного образования.
Задачами пункта являются:
- изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
- формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;
- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.
Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи:
В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:
- фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия)
- фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
- нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).
Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.
Дети, нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).
Логопедический словарь для родителей
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).
Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.
Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи
Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.
Приём детей на пункт, осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР), и (или) заключения ЦКРОиР, и заключения учителя-дефектолога пункта (для детей с артикуляторно-фонетической дислалией), в соответствии с показаниями к приёму согласно приложению 1 Положения о ПКПП и на основании следующих документов:
- заявления законного представителя обучающегося;
- заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).
Для получения заключения необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) г. Речицы расположенного по адресу: ул. Чкалова,48, г.Речица, телефон для записи на комиссию: 2-73-59 время работы: 9.00-18.00, сб., вс. – выходной.
Для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) необходимы следующие документы:
- Подробная выписка из истории развития ребенка 1-го года жизни (предоставляет участковый педиатр по месту жительства), и заключения узких специалистов за текущий год: невропатолога, офтальмолога, отоларинголога, психоневролога;
- Направление учреждения здравоохранения или образования для прохождения ПМПК;
- Психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребенок;
- Результаты продуктивной деятельности (для детей дошкольного возраста – 3 рисунка в карандаше);
Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребенка.
По результатам по результатам обследования выдается заключение, которое нужно предоставить в пункт коррекционно-педагогической помощи.
Развивающие игры онлайн Games-for-Kids.ru
На этом замечательном сайте вы найдете:
1. Развивающие игры для малышей
Этот раздел сайта создан специально для деток, которые только начинают свое знакомство с компьютером. В нём вы найдете самые простые онлайн игры для детей 2-4 лет, направленные на развитие мышления, речи, знаний о мире, памяти и внимания. Их отличает простой, понятный интерфейс; яркое, красочное оформление и элементарные задания, подходящие для детей от 2 до 4 лет. Здесь собраны игры, помогающие малышам усвоить такие сложные понятия, как "один – много", "выше – ниже", "меньше – больше" и т.д.; игры на счет, изучение цвета, формы и размера. Ребенку, которому скоро исполнится или уже исполнилось 3 года, понравится решать несложные задачки, а если возникнут трудности, обязательно помогите малышу справиться с заданием.
2. Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 лет)
Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта Games-for-Kids.ru.
Кроме того занимательные уроки от сайта Games-for-Kids.ru помогут родителям и педагогам в игровой форме подготовить детей к школе .
Заикание. http://www.zaikanie.ru/
Сайт о заикании и его лечении. Содержит статьи, ответы на частые вопросы, информацию о лечении заикания и коррекции речи с использованием технологии биологической обратной связи "Демосфен"
Двадцать простых советов учителя — дефектолога
И тогда ваш ребёнок будет говорить правильно.
- Начнем с вас
Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом.
Ребёнок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!
- Встреча взглядов
Озвучивайте любую ситуацию, но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу
артикуляцию.
- Говорите четко
Говорите просто, четко, внятно, проговаривая каждое слово, каждую фразу.
Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
- То же, но по-разному
Повторяйте по много раз одно и то же слово, да и фразу: но в этом случае – меняя порядок слов («Папа пришел, пришел наш папа», «Мячик упал, упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова.
Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.
- Но: не переусердствуйте
Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
- Очень важно хорошее настроение
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
- Все чувства — в союзе с речью
Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая, что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть – изучать различными способами. Если вы видите, что ребёнок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.
- В основе речи – стремление к общению
Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!
- Стремимся к разнообразию
Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторять их.
10. Уважайте его попытки говорить
В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя
11Учите в игре
Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички «ау-ау»). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
12.Не предупреждайте его желаний
Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо – достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест – это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.
13. Расширяйте словарь малыша
Ребенок владеет словами на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь; говорит – это активный. Активный может быть еще совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей. Научите ребенка показывать, «где ручки, где ножки» (куклы, у вас. Чаще спрашивайте «Где стол?” “Где киса?” и т.д.
14.Ведите дневник
Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях – так вы сможете день за днем судить об его успехах.
15. Развивайте фонематический слух
Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса-крыша, нос-нож, уточка-удочка и т.д.)
16. Не пренебрегайте звукоподражанием
Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ням-ням», «дай», «ав-ав» и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.
17. Читайте, читайте, читайте…
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами: а предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.
18.Пальцы помогают речи
Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев руки. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем – и письму.
19.Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны
Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово – правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с вашим. Но не слишком фокусируйте внимание на неправильном произношении – это может вызвать обратную реакцию.
20 Только вы!
Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично.
Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!
Как организовать логопедические занятия дома
Вам понадобится:
-Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
-«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
-Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)
-Разрезные картинки из двух и более частей.
-Вашим хобби до окончательной компенсации нарушения речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
-Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
-Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.
Ежедневно проводятся:
- Игры на развитие мелкой моторики,
- Артикуляционная гимнастика (2 раза в день),
- Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
- Игры на формирование лексико-грамматических категорий
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Артикуляционная гимнастика.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.
За один сеанс выполнять не более трёх упражнений. Каждое упражнение повторять несколько раз, постепенно увеличивая количество повторений (пять, десять, пятнадцать, двадцать раз). Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения результата используется зрительный контроль. После того, как ребёнок научиться выполнять движения, зеркало убирают. Темп выполнения упражнений постепенно увеличивают.
Гимнастику проводить в течение трёх-пяти пяти минут.
Как развить ручную умелость у своего ребенка?
Насторожитесь, если …
- Ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании.
→ Значит, ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев;
- Ребенок рисует слишком маленькие предметы.
→ Значит, у него жесткая фиксация кисти при рисовании;
- Вообще не любит рисовать.
→ Значит, навык рисования не сформирован и, поэтому не интересен.
Как же развить ручную умелость?
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Разминать пальцами пластилин, глину, тесто.
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
- Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
- Показать отдельно только один палец – большой.
- Барабанить пальцами обеих рук по столу.
- Махать в воздухе только пальцами.
- Хлопать в ладоши тихо и громко.
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
- Мять руками поролоновые шарики, губку.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать.
- Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т.д.).
- Резать ножницами и многое др.
ПРОСТЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Рекомендуем как дошкольникам, так и младшим школьникам между выполнением домашнего задания.
1- катаем карандаш по столу ладошкой (ладошками) 2 - добываем огонь 3 - горка: по тыльной стороне одной руки катим карандаш ладошкой второй руки 4 - вертушка: крутим карандаш поочередно пальцами на поверхности стола 5 - вертолет: крутим карандашик в воздухе 6 - подъемный кран: двумя пальцами поднимаем (меняем пары - с большим пальчиком, без большого) 7 - экскаватор : одним пальцем поднимаем 8 - качели: зажимаем карандашик между двумя пальцами и качаем
Специальный комплекс упражнений для правильного произнесения свистящих звуков.
(с, з, ц)
Загнать мяч в ворота
Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания.
Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
Загоняя шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
Поиграю я в футбол и забью с разбега гол.
Очень сложная задача – загонять в ворота мячик.
Наказать непослушный язычок
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
На губу язык клади, «пя-пя-пя» произноси,
Мышцы расслабляются, лопатка получается.
Ты под счёт её держи до пяти, до десяти.
Лопатка
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа
Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
Боковые края языка должны касаться углов рта.
Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок».
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
Почистим зубки
Цель. Научить ребёнка удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические указания.
Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов.
Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.
Кто дальше загонит мяч
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания.
Следить, чтобы не надувались щёки.
Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х.
Специальный комплекс упражнений для правильного произнесения шипящих звуков.
(ш, ж, ч, щ)
Наказать непослушный язычок
ель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
На губу язык клади, «пя-пя-пя» произноси,
Мышцы расслабляются, лопатка получается.
Приклей конфетку
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна.
Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см.
Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Лопатка
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа
Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
Боковые края языка должны касаться углов рта.
Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок».
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
Грибок
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)
Методические указания.
Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.
При повторении упражнения надо открывать рот шире.
На лесной опушке, где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка – шляпка на макушке,
Звукознайкин в лес пошёл, и большой грибок нашёл.
Вот и нет волнушки на лесной опушке.
Кто дальше загонит мяч
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания.
Следить, чтобы не надувались щёки.
Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х.
Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
Поиграю я в футбол и забью с разбега гол.
Очень сложная задача – загонять в ворота мячик.
Вкусное варенье
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш .
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму и варенье оближу.
Гармошка
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания.
Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны.
Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
К нёбу язычок прижми, челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой, гармонист ты неплохой.
Фокус
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Специальный комплекс упражнений для правильного произнесения звука Л.
Наказать непослушный язычок
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
На губу язык клади, «пя-пя-пя» произноси,
Мышцы расслабляются, лопатка получае
Пароход гудит
Цель. Вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Методические указания.
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
Паровоз без колёс! Вот так чудо- паровоз!
Не с ума ли он сошёл — прямо по морю пошёл!
Вкусное варенье
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш .
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму и варенье оближу.
Индюк
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Методические указания.
Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону
Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.
Малышата – индюшата лапками топочут,
Весело болбочут: «Бл-бл-бл!»
Приклей конфетку
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна.
Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см.
Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Лошадка
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания.
Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению.
Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу, цок-цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива, хороши и хвост, и грива.
Тихая лошадка
Цель. Вырабатывать движение и помочь ребёнку определить место языка при произнесении звука л.
Описание. Ребёнок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Методические указания.
Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
Кончик языка не должен загибаться внутрь.
Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду, а соседки дома нету.
Качели
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так поочерёдно менять положение языка 4 – 6 раз.
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз,
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз
Специальный комплекс упражнений для правильного произнесения звука Р.
Вкусное варенье
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш .
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму и варенье оближу.
Кто дальше загонит мяч
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания.
Следить, чтобы не надувались щёки.
Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х.
Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
Поиграю я в футбол и забью с разбега гол.
Очень сложная задача – загонять в ворота мячик.
Приклей конфетку
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна.
Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см.
Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Лошадка
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания.
Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению.
Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу, цок-цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива, хороши и хвост, и грива.
Индюк
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Методические указания
Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону
Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.
Малышата – индюшата лапками топочут,
Весело болбочут: «Бл-бл-бл!»
Маляр
Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.
Методические указания.
Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.
Красить потолок пора, пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем, язык к нёбу поднимаем,
Поведём вперёд-назад – наш маляр работе рад!
Чьи зубки чище?
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания.
Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Чисти зубы, чисти зубы и снаружи и внутри,
Не болели чтоб они.
Барабанщики
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
Методические указания.
Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим .
Кончик языка не должен подворачиваться.
Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Утром рано на лесной полянке
Звонко, звонко зайчик барабанит:
«Д-д-д-д, да-ды, да-ды».
Это полезно знать!
Дети учатся жить
Если ребёнка постоянно критиковать, он учится осуждать.
Если ребёнок растёт во враждебности, он учится агрессивности.
Если ребёнок растёт в страхе, он учится всего боятся.
Если ребёнок окружён жалостью, он учится жалеть себя.
Если ребёнка постоянно сравнивать с другими, он учится завидовать.
Если ребёнок растёт среди насмешек, он становится застенчивым.
Если ребёнок растёт с чувством стыда, он учится всегда быть виноватым.
Если ребёнок растёт в атмосфере поддержки, он учится быть уверенным в себе.
Если ребёнок растёт в похвале, он учится быть благодарным.
Если ребёнок растёт в атмосфере терпимости, он учится быть терпеливым.
Если ребёнок растёт в атмосфере одобрения, он учится нравится себе.
Если ребёнок растёт в признании, он учится ставить цели и достигать их.
Если ребёнок растёт в сочувствии, он учится быть великодушным.
Если ребёнок растёт в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.
Если ребёнок растёт в атмосфере доверия, он учится верить в себя и в окружающих.
Если ребёнок окружён дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место.
Этот трудный звук «Р»
Конечно, отсутствие в речи звуков [Р], [Р’] не заметить трудно. Появляются они позже остальных звуков. Можно ли ускорить их становление? Как избежать дефектного произношения звуков? Попробуем дать самые общие ответы на эти вопросы.
1.«Ребёнок не выговаривает букву Р!»
Родителей больше всего волнует отсутствие в речи ребёнка звука [Р]. На приёме у логопедов они просят: «Научите моего ребёнка ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Р!». Хочу сразу заметить: логопедов подобная фраза раздражает ужасно! Во-первых, они учат детей ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ. То, что мы слышим и произносим – это ЗВУКИ, а то, что пишем – БУКВЫ. И путать это никак нельзя! Во-вторых, помимо трудного звука [Р,] у ребёнка очень часто отсутствуют или неправильно произносятся и другие звуки. Но это родителей уже не так напрягает… А уж о каком-то «ротацизме» и «параротацизме» они и слыхом не слыхивали!
2 .Что такое «ротацизм» и «параротацизм»?
Термин ротацизм обозначает недостатки (искажение, пропуск) звуков [Р], [Р’]. Вот самые распространённые:
Звуки [Р], [Р’] в словах вообще опускаются: «ак» (рак), «ука» (рука), «ук» (лук), «ека» (река), «исунок» (рисунок), «имень» (ремень) и т.д.
Велярное произношение: корень языка сближается с мягким нёбом; воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную вибрацию мягкого нёба и характерный, рокочущий, «горловой» звук.
Увулярное произношение: вибрация наблюдается в маленьком язычке (увуля).
Боковой ротацизм: вибрирует один из боковых краёв языка.
Щёчный ротацизм: к вибрации бокового края языка присоединяется и щека, что трудно не заметить. Иногда щёчный ротацизм бывает двусторонним.
«Кучерской» ротацизм: вибрируют губы (либо одни, либо в «содружестве» с высунутым языком).
Носовой ротацизм: корень языка плотно смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгука» (рука), «нгама» (рама). Этот вид ротацизма встречается при открытой ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).
Одноударные звуки [Р], [Р’]: вибрация в языке отсутствует, но место произнесения выбрано языком правильно: на альвеолах, за передними резцами. Этот одноударный звук ещё называют проторным.
Замены звуков [Р], [Р’] на другие звуки, – это так называемые параротацизмы:
— звук [Р] в словах заменяется звуком [В]: «вов» (ров), «воза» (роза), «высь» (рысь), «выба» (рыба), «кавова» (корова) и т.д.;
— звук [Р] в словах заменяется звуком [Г]: «гага» (гора), «габота» (работа), «гучка» (ручка), «кагусель» (карусель) и т.д.
— звук [Р] заменяется в произношении звуком [Д]: «Дома» (Рома), «кадопка» (коробка), «дубашка» (рубашка), «ддава» (дрова) и т.д. (встречается при закрытой ринофонии, ринолалии);
— звуки [Р], [Р’] заменяются звуком [j]: «ёва» (рёва), «юмка» (рюмка), «каяблик», (кораблик), «кьяб» (краб), «кьёшка» (крошка), «ёща» (роща) и т.д.;
— звук [Р] в словах заменяется звуком [Л]: «лука» (рука), «лыба» (рыба); звук [Р’] заменяется звуком [Л’]: «лика» (река), «люмка» (рюмка) и т.д.
— твёрдый звук [Р] в словах заменяется мягким звуком [Р’]: «рюка» (рука), «риба» (рыба), «ряды» (рады), «карита» (корыто) и т.д.
— мягкий звук [Р’] в словах заменяется твёрдым звуком [Р]: «рыс» (рис), «Хруша» (Хрюша), «грыб» (гриб) и т.д.
3.Что мешает ребёнку правильно про износить звуки [Р], [Р’]?
Хорошая вещь – профилактика, особенно своевременная. Хотите, чтобы у ребёнка вовремя появился звук [Р] (да и все остальные звуки)? Не поленитесь заглянуть ему в рот буквально на первых же днях жизни. А ещё лучше, если это сделает хирург-стоматолог. Объект внимания – язычок. Всё ли в порядке с его строением? Конечно, родителям разобраться в этом сложно. Специалист же быстро заметит любые неполадки. Например, слишком маленький язык (микроглоссия), или чрезмерно большой (макроглоссия). А, может быть, уздечка (связка) под язычком малыша слишком коротка? Все эти отклонения от нормы на первых порах будут затруднять процесс кормления, а впоследствии – помешают появлению не только звуков [Р], [Р’], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л’]. Не пугайтесь, если для разрешения проблем с языком или подъязычной уздечкой специалист предложит хирургическое вмешательство. Порой оно просто жизненно необходимо.
Некоторые родители скажут: «А вот у нашего малыша картина раннего развития была идеальна, язычок – в норме, а звук [Р] всё равно не получается!» « А соска была?», — спросит дотошный логопед. 99% мам и пап ответят утвердительно. Медики и логопеды уже набили себе оскомину, говоря об этой проблеме. Что поделать: не хотят родители исключать соску из жизни ребёнка и всё тут! Так и норовят впихнуть её в ротик даже годовалого и двухгодовалого малыша, а потом посыпают головы пеплом: «Ох, он не говорит!!!», «У него «каша» во рту!». Работу над подобными ошибками приходится выполнять уже логопеду.
- Подготовка артикуляционного аппарата (артикуляционные игры)
Было бы желание, тогда и горы можно свернуть, не то, что звук какой-то ввести в речь ребёнку! Чтобы [Р] у малыша зазвучал правильно, надо подготовить для его появления основательную базу. Как это сделать? Легко! В процессе игр, например, в лошадку, взрослый показывает с помощью языка и губ, как цокают копытца, как лошадку останавливают, как она при этом фыркает. Ребёнок повторяет все эти движения артикуляционных органов: цокает язычком, фыркает, произносит звукоподражания: «и-го-го!», «тп-п-п…», «но!». Воспроизводя забавные имитации, ребёнок укрепляет мышцы языка, исподволь придаёт ему нужную для произнесения звука [Р] форму. Но и это ещё не всё. Не думайте, что после первой же тренировки звук тотчас появится. Изображать вам предстоит (и не один раз!) не только лошадку, но и прочую живность.
Если в вашем доме есть животные, то для малыша это тоже живой пример для подражания. «Как наш Барсик лакает молочко?», «А как он облизывает свои губки?», «Покажи, как Барсик лижет шерстку», «Как дышит Мухтар, когда ему жарко?», «А как он рычит, когда сердится?» Задавая эти вопросы, вы вынуждаете ребёнка делать так называемую артикуляционную гимнастику. Просто замечательно, если выполняться это будет перед зеркалом. Надо же сравнить: у кого лучше получается: у малыш, или у Барсика с Мухтаром!? Непременно нахваливайте ребёнка, уверяйте, что он всё делает просто замечательно!
Если же никакой живности в квартире нет, придётся довольствоваться мягкими игрушками: всевозможными лягушками, обезьянками, мишками и проч. Они с успехом покажут, как язычок тянется к носу, как он «приклеивается» к верхним зубкам, к нёбу. Все это так важно для звука [Р]!
- Артикуляционные упражнения для звуков Р, Р
Со временем, ребёнок освоит и более трудные упражнения. Не забудьте только о зеркале!
Вот базисные артикуляционные упражнения для успешной постановки звука [Р]:
«Язычок-кисточка». Малыш представляет, что язычок превратился в кисточку. Она красит сначала верхние зубки, а затем – нёбо. Упражнение надо выполнять не торопясь, прокрашивая последовательно все верхние зубки изнутри и снаружи, а затем – всю поверхность нёба вдоль и поперёк. Рот при этом открыт.
«Язык-барабанщик». Многократно постучать по нёбу за верхними резцами кончиком языка (рот при этом открыт!): ды-ды-ды-ды…
«Болтун – болботун». Поболтать язычком, как бы дразнясь, ударяя им по верхней губе (язык при этом широкий!)
«Чей язык длиннее?» Устройте соревнование: кто дальше высунет язык изо рта?
(Более подробное описание этих упражнений вы найдёте в разделе нашего сайта: «Классическая артикуляционная гимнастика»,
«Сказочные истории из жизни Язычка»)
Упражнения и соревнования для язычка можно подобрать самые разнообразные (см. упомянутые разделы). И все они пойдут «на пользу дела». Проделывая эти упражнения, ребёнок научится управлять своими артикуляционными органами, основательно подготовит мышцы языка к произнесению звуков [Р], [Р’]. Для этих звуков очень важна подвижность артикуляционного аппарата. Поэтому всеми способами старайтесь расшевелить губы, язык, нижнюю челюсть!
- К чему приводит гипертонус в корне языка?
Без подготовки приступать к постановке звука [Р] не только преждевременно, но и опасно. Часто бывает, что родители задаются целью: в рекордные сроки поставить ребёнку звук [Р]. Причем, полагаются только на собственные силы и умения. Спору нет, намерения благие. Только ими, как известно, вымощена дорога совсем в другом направлении… Отсюда и результат. Вместо звонкого и чистого звука [Р] получается глухой и рокочущий (велярный), или увулярный вибрант. Одним словом, далеко не то, что ожидалось.
Почему же родительские эксперименты порой заканчиваются столь плачевно? Да всё потому, что не была подготовлена почва для постановки звука (не были в полном объёме освоены базовые артикуляционные упражнения для этого звука). Язык, его мышцы, не смогли справиться с нагрузкой, кончик языка так и не научился подниматься вверх, его форма оказалась далёкой от идеала: корень в гипертонусе и высоко приподнят. Соприкосновение корня языка с мягким нёбом спровоцировало вибрацию последнего. Вот вам и горловое [Р]! Логопед при таком положении дел сначала, с помощью упражнений и массажа, снял бы тонус в корне языка. Затемм, — активизировал кончик языка, заставил его подниматься вверх, придал языку нужную форму, и лишь затем приступил к постановке звука. И на всё это было бы потрачено от 2-х недель до двух месяцев, а то и до полугода!
- Боковой ротацизм
В последнее время всё чаще у детей стал появляться боковой звук [Р]. Его отличительной особенностью является вибрация правого или левого края языка. Боковое произношение [Р] может появиться при частичных параличах или парезах в боковых мышцах языка (следствие родовой травмы, энцефалопатии, инфекций, интоксикаций). Боковому произношению может «поспособствовать» и укороченная подъязычная связка (уздечка). Родителям эти заболевания и отклонения также трудно распознать, а тем более – самостоятельно бороться с их последствиями.
Порой, даже совершенно нормальный в плане строения язык может «выдать» боковой вибрант. Причем к этому процессу будет подключена и одна из щек. Тяжелейший для исправления случай! Он — тоже следствие непродуманной работы и чрезмерной спешки при постановке звука [Р].
Любой логопед скажет: легче браться за постановку [Р] при его полном отсутствии, чем переделывать горловой или боковой звук. Подчас от этого «брака» просто невозможно избавиться! Ведь привычка, — вторая натура. К тому же, ребёнок не слышит разницу между правильной и неправильной артикуляцией. Для него главное, что вибрация есть, а значит, есть и звук [Р]. А где он: на кончике языка, в корне языка, сбоку или на мягком нёбе – не важно! Честно говоря, некоторые родители тоже не усматривают в этом принципиальной разницы…
- Проторный (одноударный) звук [Р]
Понятное дело, родителям очень хочется добиться какого-то положительного результата! Предлагаем компромиссное решение: поставить одноударный звук [Р] (ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО У РЕБЁНКА ЗВУК [Р] ПОЛНОСТЬЮ ОТСУТСТВУЕТ. То есть, он не заменяется другими звуками и не искажается). От обычного, проторный звук отличается лишь отсутствием вибрации. Одноударный [Р] в исполнении ребёнка немного напоминает звук [Д]? Ничего страшного! Со временем это пройдёт.
Для начала выполните с ребёнком вышеперечисленные артикуляционные упражнения («Кисточка», «Барабанщик», «Болтун-болботун», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка» и т.д.). Как только ребёнок научится делать их непринуждённо, приступайте к постановке одноударного [Р].
Начните с прямых слогов: РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Сидя перед зеркалом, покажите, как кончик языка отталкивается от твёрдого нёба за верхними резцами. Он буквально отскакивает от бугорков-альвеол! Ребёнок должен проделать то же самое, проговаривая, вслед за вами, прямые слоги. Ещё раз повторюсь: ничего страшного, если звук [Р] в исполнении ребёнка будет напоминать [Д]. Главное, что кончик языка приподнялся и занял исходную (правильную!) позицию. Освоив её, ребёнок в скором времени справится и с вибрацией! А пока, закрепите одноударный звук [Р] в словах.
На первых порах, — в начале слов:
РА: рано, радио, рак, рама, работа, растёт, растение, ракита, рана;
РО: роль, робот, ролик, роза, ровно, Рома;
РУ: руль, рука, ружьё, рубль, рубить, рубашка, ручка;
РЫ: рыба, рынок, рыжик, рыжий, рысь и т.д.
Затем, — в середине: король, ворота, ворона, корыто и проч.
И, наконец, в конце слов: ветер, свитер, спор, бор, шнур и т. д. и т.п.
Затем переходите на чистоговорки:
Ра-ра-ра: осенняя пора; иголочка остра; льёт, как из ведра.
Ро-ро-ро: красное ведро; едем мы в метро; это всё старо!
Ру-ру-ру: карандаш беру; рыба на пару; догоню сестру.
Ры-ры-ры: игра для детворы; у Риточки шары.
Ар-ар-ар: новый самовар; над водою пар.
Ор-ор-ор: Роман бежит во двор; покрасили забор.
Ур-ур-ур: Рита кормит кур; мяучит Мурзик: «Мур-р-р…».
Ыр-ыр-ыр: мышка любит сыр; в сыре много дыр.
Ир-ир-ир: Папа командир; идём мы с папой в тир. И т.д.
Cочиняйте подобные чистоговорки совместно с ребёнком. Поработав с ними, берите словосочетания, затем – предложения, и, наконец, тексты. Тексты простеньких стишков со звуком [Р] можно найти в любых детских книжках.
Работа над одноударным [Р] проводится поэтапно. Для каждой позиции звука отводится несколько занятий. Новый речевой материал берётся лишь тогда, когда ребёнок справился с предыдущим.
Не исключено, что у ребёнка сначала будет хорошо получаться только мягкий вариант одноударного звука [Р’]: РИ, РЯ, РЁ, РЕ, РЮ.
Что ж, начните тогда со слов: рис, Рита, Рига, рисунок, ребёнок, рельсы, река, ремонт, рёва, рюши, рюмка и т.д.
Соответственно, чистоговорки будут типа:
Ри-ри-ри: на ветки снегири.
Ре-ре-ре: лето на дворе
Рю-рю-рю: маме говорю.
- Заключительный совет
В заключении, хочется дать ещё один совет. Весь процесс работы над трудными звуками [Р], [Р’] надо всё же координировать с логопедом. А уж переделать дефектное звучание этих звуков (горловое, боковое, щёчное) и устранять параротацизмы может только профессионал!
Игры на автоматизацию звуков.
Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями.
На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов. Однако известно, что не у всех детей этот процесс протекает одинаково. В ряде случаев к моменту обучения в школе речевое развитие ребенка может оказаться недостаточно сформированным, выражением чего является отставание в овладении звуковым составом слова, нарушения звукопроизношения. А, как известно, от качества речи ребенка зависит успешность его обучения в школе. В настоящее время многие дети к моменту поступления в школу не овладевают произношением всех звуков родного языка.
У многих несформированность правильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии, что часто остается незамеченным. Следует отметить, что такие недостатки произношения, как замены, смешения, перестановки звуков, уже являются показателем недостаточного различения воспринимаемых ребенком звуков, часто сопровождающего общее речевое недоразвитие. Если ребенок путает звуки в произношении, он может путать их и на письме. Он будет допускать ошибки, в словах, которые отличаются только этими звуками: шок – сок, шар – жар, лак – рак щель – цель и т.д. Именно поэтому большое внимание при работе с дошкольниками надо уделять развитию фонематических процессов и коррекции звукопроизношения. Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем. Если дошкольник в свое время не сумел овладеть навыками фонематического восприятия, анализа-синтеза и представлений, то в школе он столкнется с большими трудностями, так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие.
Именно поэтому и логопеды, и воспитатели логопедических групп очень большое внимание уделяют коррекции произношения звуков и развитию фонематических функций у дошкольников.
Первоначально мы учим детей прислушиваться к неречевым звукам, вызываем внимание и интерес к ним, показываем, что неречевые звуки могут о чем-то сообщить, предупредить. Одновременно у детей развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). Далее развиваем умение прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голоса знакомых людей, развивать слуховое внимание. Вся эта работа идет в тесной взаимосвязи с коррекцией неправильного произношения звуков у ребенка.
Существует множество различных игр и упражнений, которые помогают логопеду и воспитателю сделать процесс работы со звуками более интересным для ребенка. Я тоже хочу предложить Вашему вниманию подборку игр на автоматизацию звука [З], которые я использую в своей работе по коррекции произношения.
Наряду с автоматизацией в данных играх хорошо отрабатываются и другие задачи по коррекции речевой патологии. Надеюсь, что данные игры помогут молодым логопедам сделать занятия с детьми по коррекции звукопроизношения более интересными и увлекательными для ребенка.
Игра “Назови ласково”
ЦЕЛЬ: Автоматизация звука [З]. Совершенствование грамматических категорий: Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки. Обратить внимание, что одни предметы большого размера, а другие маленькие. На первом этапе логопед называет картинки, а ребенок показывает. (Например: Покажи большой замок, маленький заборчик и т.д) далее, задачу усложняем: Ребенок самостоятельно показывает и называет сначала большой предмет, а затем маленький.
Игра: “Где спрятался звук?”
ЦЕЛЬ: Совершенствовать навык определения позиционного анализа звук а (начало, середина, конец слова)
Данная игра рассчитана на детей, которые уже знакомы с определением места звука в словах и служит пособием для закрепления данного навыка, а так же для автоматизации данного звука в словах.
Ребенок выбирает карточку (Карточек 10 на каждый звук).
Самостоятельно называет изображенные на ней предметы, определяет какой одинаковый звук встречается во всех этих словах. С помощью фишек определяет положение этого звука в данных словах. Как усложнение можно предложить придумать с каждым из слов предложение.
Игра “Проложи маршрут”
ЦЕЛЬ: Автоматизация звука [З]. Совершенствование фонематического восприятия. Развитие ориентировки на плоскости.
Ребенку предлагается карточка. Его задача провести героя по дорожке, которая будет состоять из картинок в названии которых есть требуемый звук. Ребенок выполняет задание молча (В данном случае логопед называет слова, а ребенок закрывает картинки в которых он не услышал требуемый звук) или с проговариванием данных слов самим ребенком.
Игра: “4 лишний”
ЦЕЛЬ: Развитие фонематического восприятия, автоматизация звука [З] в речи. Активизация словаря по теме “Животные” Развитие логического мышления, фразовой речи.
Ребенку предлагается карточка. Он называет предметы, изображенные на ней и определяет “лишний” предмет, объясняя, почему он так думает.
Игра: “Путешествие героя”
ЦЕЛЬ: Автоматизация звука [З] в речи. Совершенствование фонематических представлений. Развитие пространственной ориентировка. Совершенствование грамматического строя речи: Употребление предлогов отработать понятия НАД, ПОД, МЕЖДУ, РЯДОМ.
Игра: “Нужные вещи”Ребенку предлагается карточка. Самостоятельно малыш выбирает героя, который будет “путешествовать”. По инструкции логопеда ребенок передвигает своего “героя” на нужное количество клеточек в указанном направлении. Если “герой” оказывается на клетке с картинкой – ребенок называет картинку, четко произнося автоматизируемый звук, если “герой” оказывается на “пустой” клетке – ребенок самостоятельно придумывает слово с автоматизируемым звуком. Для развития предложных конструкций ребенку предлагается определить положение “героя” по отношению к разным картинкам.
ЦЕЛЬ: Автоматизация звука [З].
Ребенку предлагается карточка с изображением какого – либо героя и картинок – предметов. Далее ребенок называет все изображенные предметы. Затем ему предлагается выбрать только те, в которых есть требуемый звук
Консультация для родителей
«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»
В логопедической практике с заикающимися дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка игра. Это источник его нравственного и умственного развития, условия формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося ребенка. Организуя занятие, игру воспитатель общается с заикающимся ребенком в доступной и привычной форме деятельности «на равных», завоевывает доверие ребенка, чем преодолевает его скованность и застенчивость. Тем самым побуждает ребенка к свободному речевому общению, отвлекая внимание от речевого дефекта. Игра оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося ребенка, вызывая встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. В то же время игровые приемы помогают чередовать виды речевой работы.
Создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первых этапах работы к развернутым высказываниям на завершающем этапе.
При затруднениях в речи у ребенка возникает мышечная напряженность, как в органах артикуляции, так и во всем теле. Чтобы помочь себе, он сжимает кулачки или с силой зажимает рот ладошкой, так как он не знает, что делать в данной ситуации, поэтому целесообразно проводить с детьми специальные упражнения, которые помогут снять у ребенка чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение. Упражнения проводят в игровой форме, с использованием музыкального сопровождения и рифмованных фраз, которые доступны и нравятся детям.
Заикающимся детям свойственны: повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость нервных процессов.
Чтобы облегчить формирование речевого навыка необходимо снизить речевую активность ( «игры молчанки»).
Обучить ребенка технике правильной речи: умение говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями (игра «Страна коротких ответов»).
Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Огромную радость испытывают дети, когда управляют куклой. Кукла отвлекает от речевых трудностей. С ее помощью логопед и воспитатель в игровой форме обучает детей речевой технике, незаметно исправляет запинке в речи, так как замечание он делает не ребенку, а кукле. Например: «Незнайка, ты так быстро говорил, что ребята ничего не поняли». И воспитатель просит ребенка научить Незнайку говорить спокойно и понятно.
Ручные куклы помогают на занятиях вызывать положительные эмоции, чем незаметно ослабляют нервное напряжение у детей. При постановке спектаклей логопед, воспитатель использует жесты кукол для обозначения паузы, слитности речи или ударного главного звука. Заикающийся ребенок, входя в определенный возраст, может говорить, свободно используя способность к перевоплощению (игры-драматизации), отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Важно создать на занятиях не напряженную, радостную обстановку, чтобы расположить детей к творческой игре и побудить говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.
Сюжетно- ролевые игры являются средством самовоспитания. Каждый играющий должен представить себе, как он будет действовать, и говорить в конкретной ситуации. В игре можно специально создавать ситуации, которые помогут ребенку правильно относится к своим неудачам. Такая психологическая закалка необходима не только заикающимся детям, впечатлительные и очень эмоциональные дети так же испытывают волнение и страх. Для приобретения уверенности ребенку необходимо удачное выступление. Для этого дается установка о ом, что надо говорить громко и красиво, как артисты. Аплодисменты зрителей придают уверенность даже самым нерешительным заикающимся детям, и они убеждаются, что могут говорить нормально, что страх перед речью отступил. После концерта желательно с детьми проводить сеанс релаксации, чтобы они успокоились и отдохнули.
УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ.
1.«ЧАСИКИ».
И.П. — стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так» /10-12 раз/.
2. «ТРУБАЧ».
И.п. — сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука » ф-Ф-ф-ф-ф» / 4-5 раз/.
3. «ПЕТУХ».
И.п. — встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить » Ку-ка-ре-ку» / 5-6 раз /.
4. «КОЛОС».
И.п. — встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох / при выпрямлении / и
выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука
» С-с-с-с-с» /руки скользят вдоль туловища/ / 6-8 раз/.
5. «ПАРАВОЗ».
И.п. — руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая » Чух- чух- чух- чух » / 20-30 сек /
6. «РЕГУЛИРОВЩИК».
И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «Р-р-р-р «. / 4-5 раз /.
7. «ЛЫЖНИК».
И.п.- ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука » М » /1,5-2 мин./.
8. «ГУСИ».
И.п. — основная стойка. Медленная ходьба по залу. На вдох руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с длительным произношением звука «У-у-у-у-у». /1 -2 мин/.
9. «СЕМАФОР».
И.п. — сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить с длительным выдохом на звуке «С-с-с-с-с». / 3-4 раза /.
10. «КАША КИПИТ».
И.п. — сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь — вдох, опуская грудь /выдыхая воздух/ и вытягивая живот — выдох. При выдохе произносить звук «Ш-ш-ш-ш-ш». / 5-6 раз/
11. «ПАРТИЗАНЫ.
И.п. — стоя, в руках палка. Ходьба, высоко поднимая колени. На два шага — вдох, на 6-8 шагов — медленный выдох с произношением слова «Ти-ш-ш-ше». /1.5 мин /.
12. «НА ТУРНИКЕ».
И.п. — стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх — вдох, опустить палку на лопатки — длительный выдох с произношением звука «Ф-ф-ф-ф». / 3-4 раза /.
13 «ГУСИ ШИПЯТ».
И.п. — ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным
отведением рук в стороны — назад /в спине прогнуться, смотреть вперед/ — медленный
выдох на звуке » Ш-ш-ш-ш-ш». Выпрямиться — вдох. / 4-5 раз /.
14.«ЕЖИК».
И.п. — сидя на коврике, ноги вместе, упор кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «ф-ф-ф-ф-ф». Выпрямить ноги —
вдох. / 4-5 раз /.
15. «ШАР ЛОПНУЛ».
И.п. — нога слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны — вдох. Хлопок перед собой медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш-ш-ш». / 5-6 раз /.
16 «ДРОВОСЕК».
И.п. — ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх -вдох. Хлопок перед собой — медленный выдох на звуке » Ш-ш-ш-ш-ш». / 5-6 раз /.
17. «МАЯТНИК».
И.и. — ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох с произношением «Т-у-у-х-х-х».
Выпрямляясь — вдох. / 6-8 раз /.
18.» ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ».
И .п. — ноги вместе, руки опущены. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх — вдох. Опускаясь на всю ступню — руки вниз — вдох с произношени
УПРАЖНЕНИЯ
ПО ОСВОЕНИЮ РИТМИКИ СЛОВА.
1.Произнесение односложных слов.
А) простых: да, но, ты, мы, он, ем, сел, там, сук, мак, суп, сыт, сам, дым, нос, лес, дом, сон, лом, сыр и т.д.
Б) со стечением согласных: сто, сталь, волк, свет, страх, гном, стук, стол, старт, мост, куст, лист, танк.
В) в структуре нераспространенных предложений:
Соль стоит. Сом спит. Сын ест. Волк пьет. Снег скрипит.
2. Произнесение пар слов с гласными У, Ы, И, находящимися в ударной позиции:
а) слова с гласными в ударном и предударном слогах: суп-супы, лист-листы, куст-кусты, лис-лиса, зуд-зудит.
Б) слова с гласными в ударном и заударном слогах: сам-сами, сок-соки, соль-соли, зуб-зубы.
В) слова различной слоговой структуры и местом расположения гласного по отношению к ударению в слове: умный, устный, улица, удар, урюк, уроки, изучать, музыкант, август, градус, выпуск.
3.Произнесение пар слов с гласными Э,О, А, находящимися в ударной или безударной позиции.
Гласный звук Э:
А) в первом предударном слоге: цвет-цветы, смех-смешной, взгляд-глядеть, стены-стена, взял-взяла, связь-связать.
Б) во втором предударном слоге: серый-серебро, белый-белизна.
В) в других предударных слогах: перенести, перевести, переезжать.
Г) в заударном слоге: занять-занятый, девятый-девять, смотреть-просмотренный.
Д) в различной структуре слов: веселый, зеленый, секрет, певец, среда, месяц, палец, мастер, повесть, вывесить, зверинец, земляника, путешественник.
Гласные звуки А,О.
А) в первом предударном слоге: сам-сама, стар-старик, стол-столы, мост-мосты, дом-дома.
Б) во втором предударном слоге: сама-самолет, создать-создавать, сказать-рассказать, балет-балерина.
В) в других предударных слогах: сопровождать, прополоскать, заболевание.
Г) в заударных слогах: мороз-заморозки, золотой-золото, слова-слово, сказать-высказать.
4. Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения:
а) с ударением на первом слоге: Утром холодно. В восемь вечера. Слушали радио. Видел сына. Поздняя осень. В разных странах.
б) с ударением на одном из средних слогов: Домашнее задание. Последняя остановка. Строительство завода.
в) с ударением на конечном слоге: Задать вопрос. Самолет летит. Ходил в кино. Пришел в магазин.
г) в различных комбинациях по месту ударения: Новый рассказ. Станция метро. Несколько секунд. Не было дождя. Художественные фильмы.